НА ФОРУМАХ
71
187
2
310
2

Кнут или пряник?

df5e08ce5dbd4df54d27ee6f58393b9c.png

Тема поощрений и наказаний актуальна для большинства родителей. Вопрос, как мотивировать ребёнка делать то, что нужно, и отвратить делать то, что делать не стоит, встает чуть ли не каждый день. Конечно, каждый принимает решение о допустимых и эффективных способах сам, исходя из своего опыта, знаний и взглядов. Тем не менее, есть некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание, чтобы облегчить себе задачу и помочь ребёнку в будущем лучше справляться с вопросом самомотивации.

Начну с того, что мотивация может быть внешняя - материальная или психологическая, исходящая от окружающего мира (это может быть похвала, подарок, деньги и так далее) и внутренняя - находящаяся внутри человека, выработанная самостоятельно (сюда относится интерес к заданию, удовольствие от процесса, понимание необходимости работы и принятая на себя ответственность и обязательства). Принято считать, что внешняя мотивация хуже внутренней. С одной стороны, в этом есть рациональное зерно, ведь при наличии внутренней мотивации деятельность становится более устойчивой, и намного больше шансов довести дело до конца. С другой стороны, внешняя мотивация тоже необходима в некоторых случаях, а значит, вопрос как всегда в том, как найти наилучший баланс между этими двумя типами мотивации.

Здесь нужно сказать об одной очень важной особенности ребенка (а потом и взрослого, если его не поломали в детстве чрезмерными наказаниями или поощрениями), а именно о том, что он по природе своей активен, любознателен и стремится к самореализации и деятельности, получая от этого удовольствие, и, соответственно, разочаровываясь, если в результате своих действий он попал впросак или не достиг желаемого. По сути, это и есть мощнейшая внутренняя мотивация - стремление к удовольствию (и, поверьте мне, далеко не только материальному и физическому, но и духовному и интеллектуальному) и избегание неприятностей (тоже не исключительно материальных). На этом строится одна ключевая рекомендация относительно как поощрений, так и наказаний: старайтесь, чтобы они не заглушали этого внутреннего ощущения, а поддерживали и усиливали его.
Вместо того, чтобы за хорошо выполненную работу сразу выдать положительное подкрепление (чистая дрессура) в виде конфеты, поговорите с ребенком, спросите, понравилось ли ему делать то, что сделано, обратите его внимание на то, как здорово он это делал и сделал и вот сейчас оно так отлично завершено. Это вполне может сочетаться и с другим поощрением - например, с тем, что его помощь по дому освободила маме время, и теперь она может с ним поиграть/погулять/почитать и так далее (опять же нематериальное поощрение). Ну, и обратно же, большинство наказаний можно переформулировать в обратную связь от мира, в объективную реальность, а не произвол родителя. Например, ребенок плохо себя вел или долго делал что-то необходимое: тут можно сказать, что время на что-то приятное и интересное закончилось, поэтому сегодня мы не будем этого делать (не я лишаю тебя мультфильма, а времени не хватит), или у мамы испортилось настроение от того, как ты себя вёл, и теперь она не хочет играть, или еще что-то. Помните, мама имеет право на свои эмоции, но важно, чтобы эти эмоции относились к отдельному поступку, а не к ребенку целиком. Те же наказания, которые так не переформулируются, очень важно выражать максимально спокойно, без злобы и явного негатива против ребёнка. Нужно четко разделять личность ребёнка и его частный поступок. Безусловно, это далеко не всегда возможно, но про это стоит помнить. Относительно поощрений необходимо следить, чтобы поощрение не стало самоцелью любого дела, чтобы оно было помощью, а не замещением. Одним из естественных удовольствий является удовольствие от законченной работы, так вот поощрение должно усиливать эту радость, а не подменять её.

Ещё одним важным заделом на будущее является помощь ребёнку в самостоятельном поиске того, что могло бы помочь выполнить работу. Ведь, будучи взрослым, он все это зачастую должен будет проделывать сам.

В современном мире, перегруженном информацией и с легким доступом ко всем и всяким развлечениям, меняется и система мотивации. Так, например, намного сложнее стали даваться людям дальнее планирование (ведь ситуация меняется довольно быстро), именно поэтому становится важна стратегия небольших шагов. Поощряться внешне или внутренне должны небольшие достижения, чтобы проще было двигаться дальше. Это можно образно представить в виде списка, в котором мы ставим галочки около тех дел, которые завершены.

Очень сильной мотивирующей силой является интерес к делу (так как волевой компонент всё слабее выражен сейчас) и ощущение осмысленности того, что делаешь (вспомним Франкла с его логотерапией). Ну, и как не раз отмечалось, мотивировать успехом и повышением самооценки намного эффективнее, нежели наоборот, упреками и предложением доказать, что ты не верблюд.

Пишу нарочно в общих чертах, так как все случаи уникальны. Тем не менее, я готова обсуждать конкретику отдельно в комментариях.

Как научить ребенка учиться самостоятельно
Быть на стороне ребенка
Ребенок - симптом проблем в семье

Здоровый свет